На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Назад к списку докладов

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И. Н. Кочетков
(Государственный Университет управления им. С. Орджоникидзе, Россия)

В результате анализа предметной области и ознакомления с информационными системами муниципального управления в частности по подсистемам «Паспортный стол» и «Социальная защита», были выделены следующие недостатки, возникшие в результате недостаточной интеграции общегородских банков данных.

1. Использование локального банка данных по каждой подсистеме.

2. Поддержка актуальности хранимой информации в различных подразделениях. Например, если пенсионер изменяет место жительства (в паспортном столе), то на данном этапе эта информация найдет отражение в базе данных пенсионеров только после предъявления самим пенсионером документов, удостоверяющих его переезд.

3. Большие объемы полной (избыточной) информации, передаваемых между подразделениями разных уровней административной иерархии для обеспечения принятия решений, так как принятие решений и хранение информации происходит в региональных подразделениях, а ее сбор и актуализация — в местных.

4. Полная обработка полученной информации в тех подразделениях, в которых должны приниматься решения, что влечет дополнительные затраты и потери времени.

5. Вычислительные ресурсы нижних уровней используются только для сбора, передачи и хранения (!) информации, то есть с минимальной нагрузкой.

6. В каждом подразделении городской администрации хранится максимально полная информация о человеке, причем одна и та же информация вводится каждый раз заново, а используется наоборот — для решения одной специфичной для данного подразделения задачи.

7. Снижение ответственности за качество информации у конкретных исполнителей низовых подразделений, так как ее контроль производится на верхних уровнях организационной иерархии.

Причины выделенных недостатков заключаются в следующем:

1) попытка зафиксировать существующие процессы при незначительных изменениях: выполняемые функции и решаемые задачи просто переносились на компьютерную платформу без их переосмысления;

2) внимание фокусировалось на отдельных работах (проблемах);

3) жесткие ограничения при постановке задачи со стороны руководителей (требование четкого следования устаревшим инструкциям);

4) сохранение среднего (наиболее многочисленного) звена административного аппарата, желание «никого не обидеть»;

5) недостаток ресурсов на разработку и внедрение информационной системы (средства, время, недостаточное развитие технических средств, нехватка квалификации и знаний предметной области у разработчиков).

Чтобы избежать перечисленных недостатков предлагается придерживаться следующих концептуальных положений при создании территориальных информационных систем

1. Организация единого информационного пространства. Пример для органов социальной защиты: по персональному номеру пенсионера из базы данных пенсионного фонда можно получить информацию о трудовом стаже, из базы данных здравоохранения — информацию о прохождении врачебнотрудовой экспертизы (задача: назначение пенсии); из базы данных бюро технической инвентаризации можно узнать об условиях проживания (задача: назначение жилищных субсидий), из базы данных паспортного стола — о родственниках, совместно проживающих с ним (задача: организация социальной помощи и обслуживание на дому). Таким образом в реальном масштабе времени решаются основные задачи органов социальной защиты, а в базе данных социальной защиты будет храниться номер пенсионера, размер назначенной пенсии и оказанные социальные услуги (и т.п.).

2. Все процессы должны выполняться меньшим числом специалистов, имеющих высокую квалификацию в предметной области и в области компьютерных систем, с полной персональной ответственностью каждого из них за выполненные действия и достоверность введенной информации.

3. Работа должна выполняться там, где ее целесообразно выполнять. Должно быть пересмотрено существующее распределение работ по подразделениям и связи между ними. Особенно необходимо пересмотреть распределение функций между различными уровнями административной иерархии.

4. Делегирование полномочий оперативного принятия решений и ответственности за них в местные органы управления. В результате в вышестоящих организациях останутся функции управления и контроля, а также выработки стратегических управленческих решений.

5. Минимизировать обращения к вышестоящим организациям в момент принятия решений на местах, используя ту же законодательную и нормативную базу, что и органы, ранее принимавшие решения.

В итоге должна получиться распределенная информационная система, эффективно использующая связи между подразделениями, трудовые и вычислительные ресурсы, а также уже использующиеся банки данных с удалением избыточных данных.

Однако, предлагаемая концепция накладывает целый ряд ограничений, в первую очередь к секретности и безопасности применяемых программно-технических средств, подбору и обучению кадров, а также предполагает наличие определенной финансовой и интеллектуальной поддержки при проектировании внедрении, эксплуатации и дальнейшем развитии данной системы.

RLE Banner Network