На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция B - Список докладов

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В РЕГИОНАХ

Н. А. Лескова
(Государственный Университет Управления, Москва, Россия)

Информационная система (ИС) управления любым административно- территориальным образованием (АТО) (городом, районом, областью) является трехуровневой' верхний уровень относится к управлению регионом в целом, на среднем уровне осуществляется управление различными сферами его жизнедеятельности, функцией нижнего уровня является сбор информации, необходимой для принятия решений на более высоких уровнях.

Большинство ИС АТО, создаваемых и предлагаемых на рынке в настоящее время, ориентированы на автоматизацию функций нижнего уровня. В их рамках создаются и заполняются реестры базовых объектов территории (физических и юридических лиц, земельных участков, недвижимости и т. д.), делаются попытки интеграции информационных ресурсов региона, находгпшхся в ведении различных организаций государственного и муниципального подчинения.

Для того, чтобы лица, принимающие решения (ЛПР) на первом и втором уровнях могли использовать собранную информацию, необходима ее аналитическая обработка. Однако ввиду сложности, отсутствия четкой постановки задачи данная проблема до сих пор не решена, причем не только в области муниципального управления, но и в корпоративном секторе.

Тем не менее, задача не относится к разряду неразрешимых. Предположим, что в регионе создан базовый информационный слой - единое информационное пространство (технология его создания принципиально не важна), то есть ЛПР доступна любая информация о любом объекте в регионе, не являющаяся личной, коммерческой или государственной тайной. Тогда можно предложить следующую технологию создания многоуровневой системы поддержки принятия решения (СППР) для руководителей первого и второго уровней.

В настоящее время различными министерствами и ведомствами утверждены и в каждом регионе рассчитываются около 8000 различных показателей социально-экономического развития АТО, относящихся к различным сферам деятельности местных органов власти. Расчет осуществляется органами различного подчинения на основе принадлежащей каждому из этих органов неполной информации. В результате информация искажается и становится непригодной для использования при принятии решений. Фактически в настоящее время руководителями верхнего уровня используется не более сотой части этих показателей

В рамках вышеупомянутой технологии предлагается осуществлять расчет показателей на основе достоверной информации из реестров базовых объектов территории, единой и доступной для всех - это надстройка первого уровня над базовым информационным слоем. На следующих уровнях предполагается производить расчет удельных показателей, анализ динамики показателей и прогнозирование их уровня, сравнение полученных данных с показателями других АТО, средними по региону, социальными нормами и т.д. При этом данные каждого нижнего уровня доступны на любом из вышестоящих уровней.

Разумеется, состав показателей, способы их расчета, методики анализа изменяются достаточно часто, вследствие чего создаваемая система должна быть гибкой и иметь возможность настройки любого из уровней. В связи с этим требованием предлагается реализация каждого из уровней в виде конструктора, с помощью которого неквалифицированный пользователь, являющийся специалистом в своей области, мог бы изменять состав показателей, задавая формулы для их расчета на основе имеющихся данных, изменять формы их взаимозависимостей и т. д. Кроме того, такая форма реализации дает возможность настройки программы с учетом особенностей конкретного региона.

Итак, выше была описана технология расчета, сравнения, анализа. прогнозирования показателей. Полученные данные необходимо использовать в процессе принятия решения. На начальном этапе развития системы предлагается в рамках автоматизированного рабочего места (АРМ) каждого руководителя предусмотреть возможность доступа к данным любого уровня СППР, кроме базового. Данные могут быть представлены как в текстовом виде, так и в виде бизнес-графики.

В дальнейшем возможны различные варианты развития СППР, два из которых описаны ниже: первый путь более реалистичен и его воплощение возможно в ближайшем будущем, второй же - более сложен и при современном уровне развития технологий и их стоимости, к сожалению, практически нереализуем.

В рамках первою пути предлагается сформулировать множество содержательных задач, которые могут быть решены на основе полученных данных, осуществить их программную реализацию в виде еще одного уровня СПЛР и при установке системы предлагать их выбор ЛПР. Примером такой задачи может служить достаточно актуальная в настоящее время задача, решаемая руководителем финансового отдела администрации: поиск торговых организаций, недоплачивающих налоги в местный бюджет.

Второй вариант заключается в создании системы ситуационного управления регионом. В ее состав могут входить системы мониторинга социально-экономического развития региона, основанная на вышеописанных уровнях СППР, идентификации ситуации, моделирования, синтеза вариантов управленческого решения.

Таким образом, предлагаемая технология является не только актуальной, но и достаточно перспективной, так как на ее основе возможна реализация различных вариантов СППР.

RLE Banner Network