АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В РЕГИОНАХ
Н. А. Лескова
(Государственный Университет Управления, Москва,
Россия)
Информационная система (ИС) управления любым
административно- территориальным образованием
(АТО) (городом, районом, областью) является
трехуровневой' верхний уровень относится к
управлению регионом в целом, на среднем уровне
осуществляется управление различными сферами
его жизнедеятельности, функцией нижнего уровня
является сбор информации, необходимой для
принятия решений на более высоких уровнях.
Большинство ИС АТО, создаваемых и предлагаемых
на рынке в настоящее время, ориентированы на
автоматизацию функций нижнего уровня. В их
рамках создаются и заполняются реестры базовых
объектов территории (физических и юридических
лиц, земельных участков, недвижимости и т. д.),
делаются попытки интеграции информационных
ресурсов региона, находгпшхся в ведении
различных организаций государственного и
муниципального подчинения.
Для того, чтобы лица, принимающие решения (ЛПР)
на первом и втором уровнях могли использовать
собранную информацию, необходима ее
аналитическая обработка. Однако ввиду сложности,
отсутствия четкой постановки задачи данная
проблема до сих пор не решена, причем не только в
области муниципального управления, но и в
корпоративном секторе.
Тем не менее, задача не относится к разряду
неразрешимых. Предположим, что в регионе создан
базовый информационный слой - единое
информационное пространство (технология его
создания принципиально не важна), то есть ЛПР
доступна любая информация о любом объекте в
регионе, не являющаяся личной, коммерческой или
государственной тайной. Тогда можно предложить
следующую технологию создания многоуровневой
системы поддержки принятия решения (СППР) для
руководителей первого и второго уровней.
В настоящее время различными министерствами и
ведомствами утверждены и в каждом регионе
рассчитываются около 8000 различных показателей
социально-экономического развития АТО,
относящихся к различным сферам деятельности
местных органов власти. Расчет осуществляется
органами различного подчинения на основе
принадлежащей каждому из этих органов неполной
информации. В результате информация искажается и
становится непригодной для использования при
принятии решений. Фактически в настоящее время
руководителями верхнего уровня используется не
более сотой части этих показателей
В рамках вышеупомянутой технологии
предлагается осуществлять расчет показателей на
основе достоверной информации из реестров
базовых объектов территории, единой и доступной
для всех - это надстройка первого уровня над
базовым информационным слоем. На следующих
уровнях предполагается производить расчет
удельных показателей, анализ динамики
показателей и прогнозирование их уровня,
сравнение полученных данных с показателями
других АТО, средними по региону, социальными
нормами и т.д. При этом данные каждого нижнего
уровня доступны на любом из вышестоящих уровней.
Разумеется, состав показателей, способы их
расчета, методики анализа изменяются достаточно
часто, вследствие чего создаваемая система
должна быть гибкой и иметь возможность настройки
любого из уровней. В связи с этим требованием
предлагается реализация каждого из уровней в
виде конструктора, с помощью которого
неквалифицированный пользователь, являющийся
специалистом в своей области, мог бы изменять
состав показателей, задавая формулы для их
расчета на основе имеющихся данных, изменять
формы их взаимозависимостей и т. д. Кроме того,
такая форма реализации дает возможность
настройки программы с учетом особенностей
конкретного региона.
Итак, выше была описана технология расчета,
сравнения, анализа. прогнозирования показателей.
Полученные данные необходимо использовать в
процессе принятия решения. На начальном этапе
развития системы предлагается в рамках
автоматизированного рабочего места (АРМ) каждого
руководителя предусмотреть возможность доступа
к данным любого уровня СППР, кроме базового.
Данные могут быть представлены как в текстовом
виде, так и в виде бизнес-графики.
В дальнейшем возможны различные варианты
развития СППР, два из которых описаны ниже:
первый путь более реалистичен и его воплощение
возможно в ближайшем будущем, второй же - более
сложен и при современном уровне развития
технологий и их стоимости, к сожалению,
практически нереализуем.
В рамках первою пути предлагается
сформулировать множество содержательных задач,
которые могут быть решены на основе полученных
данных, осуществить их программную реализацию в
виде еще одного уровня СПЛР и при установке
системы предлагать их выбор ЛПР. Примером такой
задачи может служить достаточно актуальная в
настоящее время задача, решаемая руководителем
финансового отдела администрации: поиск
торговых организаций, недоплачивающих налоги в
местный бюджет.
Второй вариант заключается в создании системы
ситуационного управления регионом. В ее состав
могут входить системы мониторинга
социально-экономического развития региона,
основанная на вышеописанных уровнях СППР,
идентификации ситуации, моделирования, синтеза
вариантов управленческого решения.
Таким образом, предлагаемая технология
является не только актуальной, но и достаточно
перспективной, так как на ее основе возможна
реализация различных вариантов СППР. |