На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция B - Список докладов

ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ СОЗ

А.А. Овчаров
(Московский Институт Электроники и Математики, Россия)

В данной работе рассматриваются методы повышения эффективности обучения автоматизированными обучающими системами за счет перевода обучающих систем в класс систем, основанных на знаниях (СОЗ). Это позволяет реализовать органическую связь содержания собственно учебного курса и методических знаний, которые могут существенно эффективизировать управляемый процесс освоения знаний.

Описание динамики процесса обучения является первым шагом на пути создания виртуальных обучающих систем, которые будут использовать принципы интернационализации подобных обучающих систем, интеграции связанных областей знаний, ассоциативного представления информации.

Для описания состояния обучаемого вводится квалиметрический вектор состояния обучаемого, более детально и полно оценивающий текущий уровень обученности. Процесс обучения описывается траекторией в пространстве состояний. Таким образом, появляется возможность динамического описания системы и введения глубокой обратной связи для управления процессом обучения.

Квалиметрический мониторинг процесса обучения и динамическая оценка эффективности позволяют замкнуть обратную связь для управления виртуальным каналом воспроизведения объектов обучающей среды на основе отслеживаемого состояния обученности.

База знаний системы объединяет полнотекстовую базу знаний о предметной области и базу методических знаний, управляющих процессом освоения текстуальных, индивидуально ориентированных, знаний, навыков и умений. Методические знания представлены в виде правил продукций, а в общем случае - логических выражений, записанных на естественном языке, что позволяет экспертам легко дополнять и преобразовывать содержимое базы знаний.

Формально описанная ситуация потенциально содержит информацию о характере процесса обучения, о способах и методических приемах, об оценке эффективности при достижении того или иного уровня и объема знаний.

Для пополнения базы методических знаний помимо обращений к экспертам используются мощные процедуры индуктивного вывода из данных. представляющих описание экземпляров или прецедентов обучения студента. характеризуемых принадлежностью к различным классам реализуемых ситуаций (т.е. процедура data mining'a).

Формальное описание системы реализовано на концептуальном объсктно-ориетнированном языке «Концепт».

RLE Banner Network