МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ
ФОРМЫ КРОНШТЕЙНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CAD/CAM/CAE СИСТЕМ
О.В. Абашев
(Московский Государственный авиационный
институт)
Предложена методика оптимизации формы
кронштейна навески рулевой поверхности
(элерона). Используется CAD/CAM/CAE системы Unigraphics
фирмы Electronic Data System Corp. и семейства программ GFEM.
Методика дает возможность проводить оптимизацию
формы элементов конструкции с помощью этих
программных комплексов.
Unigraphics относится к системам высокого уровня и
позволяет проектировать элементы конструкций
любой сложности. Эта система позволяет
моделировать объекты и проводить их
прочностностной анализ- Конструирование
основывается на принципе твердотельного
моделирования. Исследование прочности
осуществляется с помощью метода конечных
элементов.
Методика основана на итерационном процессе
оптимизации формы конструкции:
- формируется геометрическая модель;
- проводится ее анализ;
- рассчитывается напряженно-деформированное
состояние модели при приложении нагрузки;
- проводится анализ
напряженно-деформированного состояния;
- осуществляется возврат к геометрической
модели и так далее.
Такой подход очень удобно реализуется на
системе Unigraphics. В качестве критериев оптимизации
выбирался условие равнопрочное™ конструкции и
минимум массы.
По данной методике проведена оптимизация трех
вариантов геометрической формы кронштейна на
графической станции RISC System 6000 и ПК Pentium Pro. Первый
вариант - кронштейн с непрерывной конструкцией;
второй - с отверстием облегчения; третий - удалена
часть материала основания, отверстие облегчения
увеличено и изменена его форма. Наиболее
напряженными местами конструкции являются
радиусы перехода от пояса кронштейна к его
основанию.
Предлагаемая методика позволила найти
оптимальную геометрическую форму кронштейна
навески рулевой поверхности. Оптимизация формы
конструкции кронштейна сводится к стремлению ее
к ферменно-балочной конструкции.
Предлагаемая методика оптимизации формы
элементов конструкции позволяет инженеру в
короткий срок найти оптимальную геометрическую
форму и напряженно-деформированное состояние
конструкции с использованием CAD/CAM/CAE систем. |