На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция D - Список докладов

ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ "EXAM TOOL" НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

М. В. Соколова, С.С. Пучнин, А.В. Иванов
(Курский государственный медицинский университет, Курский государственный технический университет, Россия).

Известно, что педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценивать знания и другие интересующие педагога характеристики личности.

Учитывая это, а также тенденции развития образовательных программ в России и за рубежом, темпы совершенствования вычислительных средств и телекоммуникаций, расширение сферы деятельности педагогов средней и высшей школы, сегодня имеется необходимость в создании и внедрении новых версий компьютерных программ, предназначенных для экспресс-создания тестовых заданий с использованием современных возможностей мультимедийных технологий, обладающих удобным для пользователей интерфейсом, унифицированных по структуре хранения тестовых заданий и позволяющих по-новому интерпретировать результаты тестирования.

Предлагаемый нами пакет программ "EXAM TOOL" разработан на основе анализа положительных и отрицательных характеристик таких известных программ, как ITEMAN, TestFAC, RASCAL, RSP, ASCAL, The Examiner testing system, FastTEST professional, GAME (Groningen Advanced Measurement Environment), C-Quest, CONTEST, ГРАММАТЕЙ-КЛАСС, КСТ (г. Казань), ПОЛСТАР, АКУ (Адаптивный компьютерный учебник), "Контроль знаний", "Экзаменатор", ADAM, "Аттестация" и проч.

Наша программа позволяет создавать тестовые задания следующих типов:

• «множественный выбор»;

• «соответствие»;

• «логическая цепочка» испытуемому необходимо расставить в логической последовательности иллюстрации или определения, характеризующие стадии, какого либо процесса, последовательность структур или событий;

• «термин» -необходимо ввести название структуры указанной на иллюстрации;

• «выбор объекта» необходимо указать одну из пяти иллюстраций, соответствующую заданному определению;

• «ситуационная задача» по завершению ознакомления с установочной частью задания (текст в HTML-формате, имеющий графические, аудио или видео иллюстрации), испытуемый получает совокупность заданий вышеуказанных типов.

Наряду со стандартными сервисными функциями (импорт/экспорт тестовых баз; защита от несанкционированного изменения заданий, доступа к базе и т.п.; копирование заданий/баз заданий; добавленис/удаление/переименование баз и иллюстраций) в программе также были учтены и сугубо специфические функции, такие как:

• подсчет статистики по типам заданий в базе;

• возможность распечатки как отдельной экранной формы, так и вывод всего теста на бумажный носитель в формате А4 или А5;

• режим "превью" (тестирование по заданию в режиме редактирования).

Основной упор при разработке редакторской части делался на максимальное упрощение создания заданий с сохранением всех возможностей и преимуществ современных мультимедийных систем.

Тестирующая часть программы имеет гибкий пользовательский интерфейс, позволяющий проводить опрос учащихся по нескольким базам тестовых заданий (до десяти), варьировать условия тестирования (время на ответ, соотношение заданий разных типов, демонстрация правильного ответа и проч.) и сохранять эти установки в файлах конфигурации.

Анализирующая часть программы дает возможность проводить определение валидности заданий по результатам тестирования, что делает возможным следующее проведение теста только по валидным или по всем заданиям. Оценка производится как по существенным операциям, так и по заданиям в режиме "правильно/неправильно", и может быть представлена в процентах, в стандартной пятибалльной системе, в дифференцирующей одиннадцатибалльной.

Существенным отличием нашей программы от аналогов является возможность квалиметрической оценки личности учащегося по результатам тестирования. Это основано на том, что разные типы заданий (с графическим иллюстрациями и без них, "на соответствие", "термин", "логическая цепочка" и проч.), позволяют измерять не только уровень знаний учащегося по изучаемой дисциплине, но и косвенно оценивать особенности зрительной памяти, способности к аналитическому мышлению, внимание и другие характеристики человеческого интеллекта. Последующее распределение учащихся на группы (классы) в соответствии с особенностями их памяти и мышления позволяет педагогам не только количественно оценивать уровень знаний учащихся, но и учитывать в процессе обучения их индивидуальные психологические особенности. Кроме того, это может играть решающую роль при выборе профессии (специализации). В дополнение к этому, у преподавателя (деканата) появляется возможность сравнивать эффективность различных методов преподавания по динамике изменений квалиметрических коэффициентов, при необходимости корригировать их, делать акцент на развитие тех или иных видов памяти, внимания, мышления, практических навыков и проч.

RLE Banner Network