РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА
БАЗЕ LOTUS NOTES
В.Н. Бабешко, М.И. Нежурина
(Московский государственный институт
электроники и математики, Россия)
Система контроля знаний является неотъемлемой
частью программного комплекса дистанционного
обучения, разработанного ЦДО МГИЭМ, и
предназначена для проведения плановых
тестирований, контрольных и проверочных работ с
последующей автоматической, ручной проверкой
или самопроверкой и предоставлением
документации по результатам проверки в форме,
согласованной с другими модулями системы.
Система контроля знаний имеет возможность
поддерживать различные типы вопросов:
• простейшие, предполагающие ответ типа
"Истина/Ложь"
• наиболее часто встречающиеся в тестах
вопросы множественного выбора:
- один из нескольких
- несколько из нескольких
• вопросы с произвольной формой ответа (с
возможностью как ручной, так и автоматической
проверки), особенно полезные при проверке знаний
по гуманитарным дисциплинам.
Степень автоматизации проверки результатов
зависит от требований, предъявляемых к тестам
преподавателем в каждом конкретном случае.
Вопросы могут создаваться отдельно, формируя
банк вопросов, а затем объединяться в тесты (что
обеспечивает составителю удобную возможность
произвольно варьировать сочетания вопросов в
различных тестах). Тесты могут быть
• автоматически скомпонованы из существующих
(предварительно созданных) вопросов случайным
образом, что обеспечит дополнительную
объективность;
• сформированы из детерминировано заданных
вопросов, выбираемых из предварительно
созданного банка вопросов;
• созданы непосредственно, "с нуля" (без
обращения к банку вопросов).
Система позволяет:
• статистически обрабатывать результаты
проверки знаний обучаемых, в т.ч. с учетом
относительной сложности вопроса, которая
определяется преподавателем в баллах;
• вести учет времени, которое затрачивает
обучаемый на прохождение теста;
• адресовать тесты:
- отдельному слушателю;
- группе обучаемых; /
- всем обучаемым по данному курсу.
• получать результаты проверок,
сгруппированные по различным признакам.
Благодаря платформе Lotus Notes, вся мощь технологии
групповой работы, применяющейся до сих пор, в
основном, в коммерческих корпоративных сетях,
может быть перенесена на систему дистанционного
обучения, особенностями которой являются
• функционирование системы в рамках единого
программного комплекса с удобным
документооборотом;
• организация удаленного доступа через Internet с
использованием встроенных возможностей среды по
конвертированию Notes- документов в HTML формат;
• обеспечение повышенной надежности,
благодаря многоуровневой системе ограничений
доступа, предусмотренной в Lotus Notes;
• предоставление Notes-клиентам удобного
интерфейса с возможностью гипертекстовых
ссылок, запуска внешних приложений и т.д.;
• использование широкого диапазона текстовых
и графических форматов;
• организация обратной связи преподавателей с
обучаемыми;
• эффективное обеспечение постоянного
обновления данных с помощью технологии
реплицироваяия,
• проведение многоплановой статистической
обработки результатов с предоставлением их в
любой удобной форме.
Возможные дальнейшие пути развития данного
программного продукта, вероятнее всего, будут
направлены на организацию контроля знаний для
адаптируемых по уровню сложности учебных курсов,
что позволит обеспечить индивидуальный подход к
каждому дистанционно обучаемому слушателю и, тем
самым, повысить эффективность обучения
В данный момент бета-версия системы готова к
использованию на сервере Центра Дистанционного
Обучения ( http://dlc.miein.edu.ni
). |