ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР
П.В.Гусев
(Московский институт электроники и математики,
Россия)
Применение деловых игр в процессе обучения
способствует получению учащимися навыков и
опыта принятия решений в условиях,
приближающихся к жизни, экономической
действительности и практике.
Сегодня деловые игры используются для
получения практических навыков по следующим
экономическим дисциплинам: маркетингу,
организации производства, финансам, логистике,
общему менеджменту.
При разработке программной реализации деловых
игр.надо учесть,что игры также можно
классифицировать по количеству принимающих в
них участие студентов и срокам проведения:
1 )Крупномасштабные (несколько групп студентов
играет несколько месяцев),
2) Игры на анализе фактической информации
отражающей текущее состояние мировой экономики.
3 Краткосрочные деловые игры в которых занят
весь класс.
В настоящее время существует большое
количество разнообразных моделей, описывающих в
той или иной мере различные процессы
производства и управления. Для того, чтобы быть
включенной в программную реализацию, модель
деловой игры должна обладать рядом специальных
свойств, позволяющих оперативно просматривать
различные варианты принятия решений, проводить
их сравнение и анализ.
Выдвигаемые требования приводят к
необходимости создания: новых классов моделей,
более полно описывающих объект и его связи с
другими объектами. Такие модели обычно трудно
поддаются изучению существующими
математическими методами, и основным методом
работы с ними является машинный эксперимент.
Описание реальных отношений между
экономическими объектами и производственными
процессами наиболее рационально и в полной мере
осуществляется с помощью моделей имитационного
типа. По-видимому, первоначальным следует
считать подход, связанный с использованием
моделей, приводящих к задачам типа
математического программирования.
Метод имитационного моделирования даст
возможность широкого использования
математического аппарата и вычислительной
техники для исследования хода экономических
процессов в деловой игре.
При этом модель явления не выбирается из
какого-либо определенного заранее заданного
класса, а должна удовлетворять в первую очередь
требованию максимального приближения к
исследуемому экономическому явлению, точности
его воспроизведения.
Исследование любого явления с помощью
имитационных моделей требует, как правило,
использования электронной вычислительной
техники. Современная вычислительная техника в
принципе дает возможность производить расчеты
любой сложности, включая организацию работы с
моделью о диалоговом режиме с человеком. Для
этого в построенной модели выделяются параметры
управления и указываются интервалы их изменения.
При работе в полностью автоматическом режиме
происходит исчерпывающее "проигрывание"
множества вариантов развития изучаемого
экономического явления в деловой игре.
Метод имитационного моделирования применим в
первую очередь к динамическим процессам,
исследование которых другими способами
оказывается чрезвычайно затруднительным.
В каждом конкретном случае построение
имитационной модели основано на изучении
действительного хода экономического процесса,
изучаемого в деловой игре, и его представлении с
помощью некоторой избранной системы
показателей. При выполнении этих условий подход
к моделированию на основе готовых схем может
считаться вполне допустимым, и тогда разработка
модели исследуемого процесса сводятся по
существу к определению некоторой системы
параметров.
Таким образом, сущность имитационного
моделирования состоит в том, что с помощью ЭВМ
воспроизводится поведение исследуемой системы,
а исследователь(играющий), управляя ходом
процесса "машинного эксперимента" (машинной
имитации) и анализируя получаемые результаты,
делает выводы о ее свойствах и качестве
поведения. Поэтому под имитацией следует
понимать численный метод проведения на ЭВМ
экспериментов с алгоритмами, описывающими
поведение системы и определения интересующих
нас функциональных характеристик.
При программной реализации имитационной
модели деловой игры следует выделить следующие
этапы:
1. Формулирование проблемы(цель имитации)
2. Построение имитационного алгоритма
функционирования системы
3. Составление машинной программы
4. Планирование "машинных" экспериментов,
которое состоит в следующем
5 Проведение экспериментов и обработка
результатов |