На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция D - Список докладов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

П.В.Гусев
(Московский институт электроники и математики, Россия)

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике.

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков по следующим экономическим дисциплинам: маркетингу, организации производства, финансам, логистике, общему менеджменту.

При разработке программной реализации деловых игр.надо учесть,что игры также можно классифицировать по количеству принимающих в них участие студентов и срокам проведения:

1 )Крупномасштабные (несколько групп студентов играет несколько месяцев),

2) Игры на анализе фактической информации отражающей текущее состояние мировой экономики.

3 Краткосрочные деловые игры в которых занят весь класс.

В настоящее время существует большое количество разнообразных моделей, описывающих в той или иной мере различные процессы производства и управления. Для того, чтобы быть включенной в программную реализацию, модель деловой игры должна обладать рядом специальных свойств, позволяющих оперативно просматривать различные варианты принятия решений, проводить их сравнение и анализ.

Выдвигаемые требования приводят к необходимости создания: новых классов моделей, более полно описывающих объект и его связи с другими объектами. Такие модели обычно трудно поддаются изучению существующими математическими методами, и основным методом работы с ними является машинный эксперимент.

Описание реальных отношений между экономическими объектами и производственными процессами наиболее рационально и в полной мере осуществляется с помощью моделей имитационного типа. По-видимому, первоначальным следует считать подход, связанный с использованием моделей, приводящих к задачам типа математического программирования.

Метод имитационного моделирования даст возможность широкого использования математического аппарата и вычислительной техники для исследования хода экономических процессов в деловой игре.

При этом модель явления не выбирается из какого-либо определенного заранее заданного класса, а должна удовлетворять в первую очередь требованию максимального приближения к исследуемому экономическому явлению, точности его воспроизведения.

Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники. Современная вычислительная техника в принципе дает возможность производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью о диалоговом режиме с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и указываются интервалы их изменения.

При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее "проигрывание" множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.

Метод имитационного моделирования применим в первую очередь к динамическим процессам, исследование которых другими способами оказывается чрезвычайно затруднительным.

В каждом конкретном случае построение имитационной модели основано на изучении действительного хода экономического процесса, изучаемого в деловой игре, и его представлении с помощью некоторой избранной системы показателей. При выполнении этих условий подход к моделированию на основе готовых схем может считаться вполне допустимым, и тогда разработка модели исследуемого процесса сводятся по существу к определению некоторой системы параметров.

Таким образом, сущность имитационного моделирования состоит в том, что с помощью ЭВМ воспроизводится поведение исследуемой системы, а исследователь(играющий), управляя ходом процесса "машинного эксперимента" (машинной имитации) и анализируя получаемые результаты, делает выводы о ее свойствах и качестве поведения. Поэтому под имитацией следует понимать численный метод проведения на ЭВМ экспериментов с алгоритмами, описывающими поведение системы и определения интересующих нас функциональных характеристик.

При программной реализации имитационной модели деловой игры следует выделить следующие этапы:

1. Формулирование проблемы(цель имитации)

2. Построение имитационного алгоритма функционирования системы

3. Составление машинной программы

4. Планирование "машинных" экспериментов, которое состоит в следующем

5 Проведение экспериментов и обработка результатов

RLE Banner Network