На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция D - Список докладов

ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ПО КОНТРОЛЮ, РАЗВИТИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В КУРСЕ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Ю.В.Перепелкина
(Московская государственная академия приборостроения и информатики, Россия)

Разработаны диалоговые системы по контролю, развитию и закреплению навыков решения задач (ДСНК) в курсе «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», которые имеют своей целью повышение эффективности обучения и обеспечение индивидуализации обучения (каждый обучающийся идет к поставленной цели по своей индивидуальной траектории).

Особенности ДСНК состоят в следующем.

1. Отказ от выборочного метода контроля знаний студентов. В разработанных диалоговых системах студент вводит в компьютер полученный им ответ при решении задачи, а основная программа системы распознает, правильно ли он решил задачу или нет.

2. Студент набирает на экране ответ, используя набор символов, представленных на экране в виде кнопок.

3. На вид ответа не накладывается никаких ограничений, т.е. не требуется производить действия по упрощению ответа.

4. ДСНК является обучающе-контролирующсй системой. На первом этапе работы система определяет уровень навыков решения задач студентом и в случае неудовлетворительной оценки переводит его работу в режим обучения, в котором используется программированное учебное пособие. Контроль знаний студентов и обучение проводится до тех пор, пока их навыки решения задач не достигнут определенного уровня.

5. Задания студентам генерируются случайным образом, что обеспечивает малую вероятность повторения содержания вариантов контрольных работ.

6. В ДСНК усиливается мотивация работы студентов наличием интерактивного интерфейса с постоянными персонажами - профессором и его командой.

Составной частью ДСНК является программированное учебное пособие «Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии». Программированное учебное пособие составлено по линейной программе (система Скинера). В пособии весь материал разбит на небольшие последовательные кадры. После проработки каждого кадра или в процессе его проработки обучающийся должен произвести действия, которые показывают, правильно ли он усвоил этот кадр или ранее пройденные кадры. Цель этих действий - активизировать усвоение основных понятий, определений, формул, доказательств теорем, а также развитие и закрепление навыков решения примеров и задач. Такое построение пособия позволяет студенту самому контролировать усвоение материала.

Студент, решив задачу, вводит ответ в компьютер. Если задача решена правильно, ДСНК предлагает ему следующую задачу для решения. Если задача решена неправильно, то дается дополнительная попытка для решения задачи. На решение всей контрольной работы студенту выдаются 2 дополнительные попытки, которые фиксируются системой.

В зависимости от числа задач в контрольном задании разработана система оценок. Так, если число задач 10, то оценки выставляются следующим образом: - оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент правильно решил менее 5 задач и использовал все дополнительные попытки;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно решил 5,6 или 7 задач и использовал все дополнительные попытки;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент правильно решил 8 или 9 задач и использовал 2 дополнительные попытки;

- оценка «отлично» выставляется, если студент правильно решил 9 задач и использовал только I дополнительную попытку или 10 задач и использовал все дополнительные попытки.

ДСНК разработаны по следующим разделам: «Векторная алгебра», «Аналитическая геометрия на плоскости», «Аналитическая геометрия в пространстве».

ДСНК рекомендуются студентам, обучающимся по любым формам обучения. Особенно они эффективны в системе дистанционного обучения. ДСНК будут входить в учебно-методический комплекс, предназначенный для студентов дистанционной формы обучения.

ДСНК могут также использоваться в техникумах и в школах с повышенным уровнем математической подготовки. ДСНК занимают вполне определенное место в учебном процессе. Для студентов, занимающихся в учебных группах, контроль знаний с помощью ДСНК проводится в дисплейных классах для всех студентов.

Студенты, обучающиеся по дистанционной (заочной) форме обучения, самостоятельно контролируют свои знания с помощью ДСНК, а затем в вузе (или в учебном центре по месту жительства) официально проходят контроль с помощью тех же ДСНК.

RLE Banner Network