На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Секция D - Список докладов

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

Ю.С. Смирнов, А.А. Шабунин
(Челябинский государственный агроинженсрный университет)

Одной из слабых сторон Российской системы высшего образования является практическое отсутствие в университетском техническом образовании гуманитарной компоненты. Это существенный пробел, который необходимо восполнить, введя в образование определенный элемент духовности. В этом плане особое значение приобретает экологическое образование, просвещение и воспитание. Не вызывает сомнения то, что экологизация нашего общества может представить один из наиболее перспективных вариантов национальной идеи для России, которая должна занять подобающее место в мире [I]. Это не случайно, поскольку сама концепция ноосферы была выдвинута в России академиком В.И. Вернадским.

К сожалению, в начале 90-х годов мы не имели соответствующих отечественных пособий для всеобщего экологического образования. В этом плане большую положительную роль сыграли переводы издательства «Мир» популярных за рубежом руководств «Наука об окружающей среде» Бернарда Небела (1993), «Среда нашего обитания» Пенелопы и Чарльза Ревеллей (1995). Особо следует отметить перевод под редакцией академика Г.А. Ягодина пособия Тайлера Миллера «Жизнь в окружающей среде» (1993-96).

Дубляж видеосериала «Спешите спасти планету» и перевод на русский язык методических рекомендаций к нему в значительной мере способствовали внедрению информационных технологий в процесс экологического образования в России. В настоящее время для широкого использования доступны видеоматериалы экологической направленности на русском языке обшей продолжительностью свыше 25 часов. Имеется ряд компьютерных игр и обучающих программ экологического профиля. Внедряются в учебную практику CD-ROM «Экология. Общий курс», электронное приложение к пособию [I].

Последние годы отмечены выходом отечественных пособий по экологии: В.Ф. Протасова и А. В. Молчанова «Экология, здоровье и природопользование в России» (1995), И.И. Мазура, О.И. Молдаванова и В.Н. Шитова «Инженерная экология» (1996), Ю.В. Новикова «Экология, окружающая среда и человек» (1998), коллектива авторов под редакцией профессора Э.В. Гирусова «Экология и экономика природопользования» (1998). Особо следует отметить учебник Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина «Экология» (1998), где предмет рассматривается как макроэкология. Среди провинциальных изданий следует отметить две работы профессора А.С. Степановских «Общая экология» (1997) и «Экология» (1998).

Однако эти пособия предназначены для профессиональной подготовки и повышения квалификации экологов, экономистов и специалистов природоохранной направленности Это сужает рамки их использования, исключая технические и правовые факультеты университетов. Поэтому задача создания учебного пособия, удовлетворяющего весьма противоречивым требованиям, для подготовки кадров по этим специальностям, оставалась актуальной. На наш взгляд эта задача близка к решению в учебном пособии [2J. Достоинства учебника достаточно полно отражены в Обращении к читателям пособия члена-корреспондента РАН А.В. Яблокова.

Считаем уместным отметить, что дальнейшее повышение эффективности обучения по этому пособию достигается в комплексе с использованием образовательных информационных технология.

Использование видеоматериалов позволяет раскрыть экологические проблемы более рельефно и показать пути их решения, фильмы позволяют перейти от простого созерцания к освоению будущей профессии через призму проблем экологии. Среди зарубежных заслуживают внимание Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) «Глобальная экология - стратегия выживания»: «Обращаться осторожно», «Шанс на спасение», «Будущее в гармонии» и цикл документальных фильмов «Экология для всех». Из отечественных - «Жить или не жить», «Экологический альманах», «Экологические системы», «Природные сообщества», «Биосферные заповедники», «Экология. Охрана природы», «Экология. Нетрадиционная энергетика» и региональный сериал «Южный Урал радиоактивный».

Использование компьютерных технологий дает возможность наглядно увидеть, что может произойти через несколько десятков лет, смоделировать экологическую ситуацию. Что касается моделирования в экологии и компьютерных игр, то эти вопросы достаточно полно изложены в [3,4]

Список литературы

1. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих Под общей ред. проф. В.И Данилова-Данильяна. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

2 Экология. Учебное пособие. Под общ. ред. д.ю.н. проф. Боголюбова С.А.-М.: Знание, 1997.

3. Основы экологи и природопользования: Компьютерный курс: Учеб. Пособие для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.Ф. Шолохович, А.Г. Гейн, С.В Комов и др. - М.: Просвещение, 1995.

4. Петрова Т.А., Галактионова Н.А. Компьютерный практикум по курсу «Математическое моделирование в экологии». - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997

RLE Banner Network