ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ
Ю.С. Смирнов, А.А. Шабунин
(Челябинский государственный агроинженсрный
университет)
Одной из слабых сторон Российской системы
высшего образования является практическое
отсутствие в университетском техническом
образовании гуманитарной компоненты. Это
существенный пробел, который необходимо
восполнить, введя в образование определенный
элемент духовности. В этом плане особое значение
приобретает экологическое образование,
просвещение и воспитание. Не вызывает сомнения
то, что экологизация нашего общества может
представить один из наиболее перспективных
вариантов национальной идеи для России, которая
должна занять подобающее место в мире [I]. Это не
случайно, поскольку сама концепция ноосферы была
выдвинута в России академиком В.И. Вернадским.
К сожалению, в начале 90-х годов мы не имели
соответствующих отечественных пособий для
всеобщего экологического образования. В этом
плане большую положительную роль сыграли
переводы издательства «Мир» популярных за
рубежом руководств «Наука об окружающей среде»
Бернарда Небела (1993), «Среда нашего обитания»
Пенелопы и Чарльза Ревеллей (1995). Особо следует
отметить перевод под редакцией академика Г.А.
Ягодина пособия Тайлера Миллера «Жизнь в
окружающей среде» (1993-96).
Дубляж видеосериала «Спешите спасти планету» и
перевод на русский язык методических
рекомендаций к нему в значительной мере
способствовали внедрению информационных
технологий в процесс экологического образования
в России. В настоящее время для широкого
использования доступны видеоматериалы
экологической направленности на русском языке
обшей продолжительностью свыше 25 часов. Имеется
ряд компьютерных игр и обучающих программ
экологического профиля. Внедряются в учебную
практику CD-ROM «Экология. Общий курс», электронное
приложение к пособию [I].
Последние годы отмечены выходом отечественных
пособий по экологии: В.Ф. Протасова и А. В.
Молчанова «Экология, здоровье и
природопользование в России» (1995), И.И. Мазура, О.И.
Молдаванова и В.Н. Шитова «Инженерная экология»
(1996), Ю.В. Новикова «Экология, окружающая среда и
человек» (1998), коллектива авторов под редакцией
профессора Э.В. Гирусова «Экология и экономика
природопользования» (1998). Особо следует отметить
учебник Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина «Экология»
(1998), где предмет рассматривается как
макроэкология. Среди провинциальных изданий
следует отметить две работы профессора А.С.
Степановских «Общая экология» (1997) и «Экология»
(1998).
Однако эти пособия предназначены для
профессиональной подготовки и повышения
квалификации экологов, экономистов и
специалистов природоохранной направленности
Это сужает рамки их использования, исключая
технические и правовые факультеты
университетов. Поэтому задача создания учебного
пособия, удовлетворяющего весьма противоречивым
требованиям, для подготовки кадров по этим
специальностям, оставалась актуальной. На наш
взгляд эта задача близка к решению в учебном
пособии [2J. Достоинства учебника достаточно
полно отражены в Обращении к читателям пособия
члена-корреспондента РАН А.В. Яблокова.
Считаем уместным отметить, что дальнейшее
повышение эффективности обучения по этому
пособию достигается в комплексе с
использованием образовательных информационных
технология.
Использование видеоматериалов позволяет
раскрыть экологические проблемы более рельефно
и показать пути их решения, фильмы позволяют
перейти от простого созерцания к освоению
будущей профессии через призму проблем экологии.
Среди зарубежных заслуживают внимание Программа
ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) «Глобальная
экология - стратегия выживания»: «Обращаться
осторожно», «Шанс на спасение», «Будущее в
гармонии» и цикл документальных фильмов
«Экология для всех». Из отечественных - «Жить или
не жить», «Экологический альманах»,
«Экологические системы», «Природные
сообщества», «Биосферные заповедники»,
«Экология. Охрана природы», «Экология.
Нетрадиционная энергетика» и региональный
сериал «Южный Урал радиоактивный».
Использование компьютерных технологий дает
возможность наглядно увидеть, что может
произойти через несколько десятков лет,
смоделировать экологическую ситуацию. Что
касается моделирования в экологии и
компьютерных игр, то эти вопросы достаточно
полно изложены в [3,4]
Список литературы
1. Экология, охрана природы и экологическая
безопасность. Учебное пособие для системы
повышения квалификации и переподготовки
государственных служащих Под общей ред. проф. В.И
Данилова-Данильяна. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
2 Экология. Учебное пособие. Под общ. ред. д.ю.н.
проф. Боголюбова С.А.-М.: Знание, 1997.
3. Основы экологи и природопользования:
Компьютерный курс: Учеб. Пособие для 9-10 кл.
общеобразоват. учреждений/ В.Ф. Шолохович, А.Г.
Гейн, С.В Комов и др. - М.: Просвещение, 1995.
4. Петрова Т.А., Галактионова Н.А. Компьютерный
практикум по курсу «Математическое
моделирование в экологии». - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997 |