На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Пленарные доклады - Список докладов

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН СНГ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Бородулин И.Н.
(профессор, академик АПК, MIQA, проректор Московского государственного института электроники и математики)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации инструктивным письмом от 3.07.98 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» определило, что дистанционное обучение является образовательной технологией. Следовательно, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ:

1. Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат.

2. Прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующей формой образования.

3. Обучение с использованием дистанционной технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно- практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего или высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

Исходя из вышеизложенного, граждане другого государства при выборе дистанционного обучения должны поступать в Российские высшие учебные заведения на одну из официально существующих форм.

Существующие формы обучения в обязательном порядке, в большей или меньшей степени, содержат требования очного контакта с преподавателем (например, защита выпускной работы).

Целью дистанционной технологии обучения является максимальное сокращение необходимости в контакте с преподавателем.

Вторым важным моментом является необходимость выполнения требований Государственных образовательных стандартов (ГОС) соответствующей формы обучения. Так, в ГОС дневной формы обучения содержатся требования к физическому воспитанию и определены объемы этой дисциплины. В настоящее время нет утвержденной методики дистанционной технологии преподавания физического воспитания.

Профессиональные образовательные программы для очно-заочной и заочной форм обучения не содержат дисциплины «Физическое воспитание» и, следовательно, для дистанционного обучения граждан другого государства предпочтительной формой для зачисления является очно-заочная и заочная.

Законом «Об образовании» , ст. 27, определено, что правом на выдачу документов об образовании государственного образца обладают высшие учебные заведения лицензированные и аккредитованные Министерством общего и профессионального образования РФ. Таким образом, право на итоговую, как впрочем, и текущую аттестацию имеют преподаватели аккредитованного вуза. Итоговая аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что при дистанционном обучении вузы должны предусмотреть возможность очного контакта обучающегося на этапе итоговой аттестации и механизм текущей аттестации, полностью соответствующей требованиям законов об образовании и Государственных образовательных стандартов.

Законом «Об образовании» предусмотрена единственная возможность реализации очной формы обучения в другом регионе или другом государстве - это создание филиала высшего учебного заведения. В этом случае все вопросы обеспечения учебного процесса, в том числе, с применением дистанционной технологии, решаются просто, но открытие филиала связано с решением юридических процедур, определенных законом «Об образовании» и законами того государства, в котором этот филиал создается.

Однако, для республики Беларусь имеется возможность ведения образовательного процесса для получения высшего профессионального образования с применением дистанционной технологии в соответствии с положениями законов об образовании и требованиями ГОС без создания филиала Российского высшего учебного заведения.

Нормативная база.

Руководствуясь Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между республикой Беларусь и Российской Федерацией от 21 февраля 1995 года, Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации разработали Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, подписанное в Москва 27 февраля 1996 года.

В рамках реализации Договора об образовании Сообщества Беларуси и России и в соответствии с планом контроля за ходом выполнения поручения Президента Республики Беларусь от 16 апреля 1996 года № 09/45 в целях обеспечения гражданам России и Беларуси равных прав при получении образования Министерством образования был издан приказ от 14 мая 1996 г. № 193 «О порядке приема граждан Российской Федерации в учебные заведения Республики Беларусь», что обеспечило одинаковые условия приема и обучения граждан Беларуси и России в учебных заведениях республики.

В приложении представлены копии приказов Министерства образования и науки Республики Беларусь «О порядке приема граждан Российской Федерации в образовательные учреждения Республики Беларусь», положение о порядке получения второго высшего образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь, а также инструкция о порядке перевода и типовые договора на платное обучение в высших учебных заведениях.

Согласно представленным документам можно сделать следующее заключение:

1. Все образовательные документы государственного образца Республики Беларусь и Российской Федерации взаимно признаются и могут быть использованы для перезачета части профессиональной образовательной программы и включении ее в приложение к диплому о высшем образовании.

2. Студенты высшего учебного заведения Республики Беларусь, как и Российской Федерации, имеют право обучаться параллельно в другом высшем учебном заведении в качестве слушателей при согласии Ректоров обоих высших учебных заведений.

3. В системе высшего профессионального образования Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотрена возможность платного обучения и на студентов платной формы распространяются права и обязанности студентов, обучающихся за счет бюджета.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить систему, позволяющую гражданину Республики Беларусь получить диплом о высшем образовании Российской Федерации с использованием дистанционной технологии обучения.

Прием в высшие учебные заведения Российской Федерации

1. Граждане Республики Беларусь поступают по конкурсу или на платной основе в высшее учебное заведение Республики Беларусь, которое имеет межвузовский договор о предоставлении платных образовательных услуг с соответствующим высшим учебным заведением Российской Федерации.

На основании личного заявления с согласия Ректоров вузов-партнеров он зачисляется в число слушателей вуза Российской Федерации.

Перечень документов, представляемых слушателем в Российский вуз стандартный. Документ о среднем образовании представляется в копии.

Организация учебного процесса и текущей аттестации.

В случае максимального использования дистанционной технологии весь теоретический материал по дисциплинам учебного плана изучается слушателем по дистанционной технологии, а практическая часть (лабораторные работы) проводятся в основном вузе, где обучающийся является студентом.

Текущая аттестация проводится по двум вариантам: с использованием тестирования дистанционно или очно, преподавателем вуза-партнера.

Все виды текущей аттестации в окончательном виде оформляются академической справкой (форма академической справки вузов Беларуси представлена в приложении) в обоих вузах-партнерах и затем, используются для заполнения приложения к диплому о высшем образовании.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация, согласно Постановлению Госкомитета от 25.05.94 N3, включает государственный экзамен по специальности и защиту выпускной работы.

Во многих вузах России государственный экзамен по специальности проводится в тестовой форме. Тестовые задания проходят сертификацию в сертификационной лаборатории Минобразования, созданной приказом Минобразования от 25.06.97 N 1300.

Вуз-партнер в республике Беларусь может организовать проведение государственного экзамена по специальности с использованием сертифицированных тестовых заданий. Для контроля проведения экзамена в вуз Республики Беларусь командируются представители ГАК- Результаты выполнения тестовых заданий подводятся Российским вузом.

Выполнение выпускной работы и подготовка к ее защите проводится слушателем под руководством преподавателя Российского вуза с консультациями по дистанционной технологии.

Единственной очной формой итоговой аттестации является защита выпускной работы.

В приложениях представлены образцы образовательных документов государственного образца , выдаваемых образовательными учреждениями Республики Беларусь.

RLE Banner Network