На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Пленарные доклады - Список докладов

ИНТЕРПРЕТИРУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ТЕХНОЛОГИЯХ ActiveX

Л.Н.Чернышов
(к.т.н. доцент, г. Москва ОВИОНТ ИНФОРМ, Россия)

Развитие Internet привело к появлению новых технологий в программировании, к новым подходам в построении клиент-серверных корпоративных приложений (Intranet). Ведущие разработчики инструментальных программных средств выпускают все более совершенные продукты и разработка приложений, поддерживающие эти новые технологии, становится более простым делом, чем это было раньше.

Microsoft, занимая лидирующее положение на рынке, также встала на путь адаптации и расширения своих Windows-технологий. (VBA - OLE - ActiveX - Active Scripting). Технология OLE была пересмотрена и преобразована в технологию ActiveX, более приспособленную к использованию в Internet.

Основой новых технологий является концепция активной среды, состоящей их трех основных частей: ActiveX, Active Desktop (клиентские технологии ActiveX SDK, Internet Explorer, средства создания активных документов и активных сценариев и др.) и Active Server (Web-сервер Internet Information Server).

В основе технологий ActiveX лежит технология модели компонентного объекта (СОМ). Разработкой элементов управления ActiveX занимаются многие независимые фирмы и уже насчитываются тысячи модулей ActiveX. Создание таких компонент аналогично созданию программных компонент в среде Delphi. Формы Delphi являются естественными контейнерами для элементов ActiveX, которые используются так же, как и обычные программные компоненты. Большинство средств визуального программирования предоставляют удобные средства для создания элементов ActiveX. Элементы ActiveX имеют то преимущество, что могут быть разработаны и использованы на различных языках и на различных платформах.

Технология Active Scripting - это технология, позволяющая управлять приложением при помощи сценариев, создаваемых программистом. Она используется как для поддержки создания клиентских сценариев с помощью языков VBScript и JavaScript, так и серверных сценариев (как часть технологии Active Server Pages).

Написание серверных сценариев (ASP-компонентов) упрощает разработку серверных приложений, генерирующих динамические HTML- страницы. Ранее требовалось использование CGI- или ISAPI-интерфейсов, что было довольно затруднительным делом и требовало определенных подходов. Теперь же активные страницы можно создавать на языках HTML, Java, Visual Basic, Visual C++.

Механизм активных серверных страниц включает в себя пять встроенных объектов, которые могут использоваться в скриптовых программах, выполняемых на сервере (для получения и посылки значений, доступа к методам и свойствам сервера и для сохранения информации) и ряд серверных компонент, обеспечивающих специальные функции.

Технология поддерживает любой язык написания сценариев. Как часть программного обеспечения поставляются языки VBScript и JavaScript (подмножества Visual Basic и Java соответственно). Если раньше язык Visual Basic использовался как макроязык в Microsoft Office, то теперь его можно встроить в любое приложение.

Технология Active Scripting реализована с помощью двух основных компонентов: интерпретатора Active Script и сервера Active Script. Функции интерпретатора состоят в поддержке возможностей синтаксического анализа и выполнении кода, написанного на языке сценариев. Предоставлена возможность создавать собственные интерпретаторы, в основе которых лежат специфицированные интерфейсы. Такие интерпретаторы могут подключаться к приложениям, поддерживающие активные сценарии, и таким образом расширять возможности этих приложений.

Для того чтобы приложение стало сервером Active Script, оно должно предоставить специальную объектную модель, к функциям которой будут иметь доступ сценарии.

Использование таких интерпретируемых компонент, т.е. компонент, способных исполнять сценарии, придает новое качество компонентным технологиям. Если обычная программная компонента имеет жестко определенную функциональность, то интерпретируемая компонента может наращивать свою функциональность благодаря расширяемому набору сценариев. При реализации собственного интерпретатора может быть предусмотрена возможность расширения и базовых средств языка сценариев. Такой подход был опробован при реализации CASE-системы MetaBuilder (см. материалы YI-школы), в которой интерпретатор состоит из набора интерпретируемых компонент.

В докладе приводится сравнение традиционных клиент-серверных технологий и технологий, основанных на Internet, а также анализируются различные стратегии к построению распределенных приложений с использованием активных сценариев.

RLE Banner Network