На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Пленарные доклады - Список докладов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Смирнов Ю.С.
(Челябинский государственный агроинженерный университет)

Экологическое состояние территории России можно отнести к критическому Спад производства не привел к снижению загрязнения природной среды, поскольку предприятия стали экономить на природоохранных затратах. Население не осознает приближение экологической катастрофы, оно стало безучастно к сохранению природной среды. Причиной этого являются низкие уровни экологической культуры, воспитания и образования. Переход от экологического кризиса к стабильному развитию возможен только через экологическое просвещение всего населения России [I].

Экологическая ситуация на Южном Урале в значительной мере определяется радиационным загрязнением северных территорий, которые традиционно были районами интенсивного агропроизводства с благоприятным климатом и черноземными почвами. Очевидно, что без принятия специальных мер агрокомплекс перестанет быть производящим и деградация этой области производства станет необратимой. Выходу их сложившейся ситуации должно способствовать выполнение Госпрограмм (1993-2000 г.г.) по помощи населению и реабилитации загрязненных территорий Урала.

Эффективность реализации экологических программ неразрывно связана с уровнем экологического просвещения населения и качеством подготовки специалистов. Повышение эффективности этих взаимосвязанных процессов достигается внедрением инновационных образовательных технологий: телевизионных и компьютерных. Просвещение населения осуществляется через опорные пункты телевизионного обучения населения экологии, а подготовка специалистов - в процессе университетского обучения. Для информационного обеспечения этих процессов сформирована полупрофессиональная видеостудия ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Компьютерный монтаж ускоряет процесс создания фильмов. Телевизионный формат S-VHS обеспечивает повышенное качество изображения, позволяя использовать для показа сериала "Южный Урал радиоактивный" региональное телевидение.

Помимо собственных видеоматериалов при экологическом всеобуче используются 5 из 10 фильмов сериала "Спешите спасти планету " (США), Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) "Глобальная экология-стратегия выживания", цикл познавательных фильмов "Экология для всех" (Германия и Великобритания), видеофильм "Человек и ядерное излучение" (Франция) и фрагменты экологических передач.

Подготовка инженеров и повышение их квалификации предусматривает использование экологических компьютерных и интерактивных обучающих программ. При моделировании экологических ситуаций особое внимание уделяется выработке оптимальных стратегий производительных сил с учетом экономических ограничений. Овладение инструментом оценки риска [2] и потерь помогает оценить ущерб от радиационного загрязнения. В сочетании с видеолекциями известных экологов, это позволяет повысить эффективность университетского экологического образования.

При создании видеолекций используется аудиторный вариант записи с наведением камкордеров AG-455 или CCD-TR750E безредукторной системой с микропроцессорным управлением по двум координатам курсу и углу моста. Примечательно, что аналогичные устройства определяют основные показатели роботов технических средств экологической безопасности (ТСЭБ), заменяющих человека при работе в загрязнённых помещениях и роботов- разведчиков, несущих видеокамеры и приборы. Отдельную группу ТСЭБ образуют роботизированные комплексы, осуществляющие перемещение радиоактивных осколков при ликвидации аварий или загрязненного грунта при реабилитации территорий.

Общим для систем управления роботизированных ТСЭБ, отличающихся назначением и размерами, является наличие контура обратной связи и оператора в контуре управления, высокие требования к радиационной стойкости элементной базы. Ожидаемый уровень активности при плановом демонтаже на АЭС оценивается 1 Р/час. При устранении аварий он достигает 104 Р/час Аппаратура должна выдерживать экспозиционную дозу излучения - 106 Р и поток нейтронов 10'° н/см2 с энергией Е>0,1 МэВ. Поэтому особое значение приобретает вопрос безопасности проведения инженерных испытаний ТСЭБ на радиационную стойкость.

Вышеизложенное делает целесообразным, при университетской подготовке инженеров для работы на загрязненных радионуклидами территориях, предоставить им возможность факультативного изучения особенностей построения и использования роботизированных ТСЭБ. Эту часть курса целесообразно проиллюстрировать видеофильмом "Роботизированный бульдозер" и видеоматериалами о совместных испытаниях в 1995 г. на полигоне фирмы KHG российского и германского роботов. Доклад иллюстрируется видеофрагментами этих материалов

Список литературы

1 .Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользо- вание в России /Под ред. В.Ф. Протасова-М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Экология: Учебное пособие под ред. С.А. Боголюбова.- М: 1997.

RLE Banner Network