На главную страницу
Информационные системы и банки данныхУправление и принятие решений в сложных системахПрикладные информационные технологииКомпьютер в учебном процессеСетевые технологииПленарные доклады Карта сервераПобедители семинараИнформацияОбщее впечатлениеВаши отзывы
Пленарные доклады - Список докладов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.Л. Латышев
(Московский государственный авиационный институт)

В процессе гармонизации Российской и мировой системы образования все большее значение приобретают развивающие педагогические технологии. Определим педагогическую технологию как системную совокупность и алгоритм функционирования психолого-педагогических методов и средств, необходимых для реализации эффективного учебного процесса, т.е. успешного достижения планируемых результатов обучения. Концепция развивающего обучения включает ряд технологий, которые различаются целевой ориентацией, особенностями содержания и методами.

В настоящее время психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса большое внимание уделяет процедурам активного использования получаемых знаний, замене статической модели знаний на динамические структурированные системы, опоре на внутреннюю само регуляцию студента, кроме его внешней мотивации, переход к индивидуальным учебным программам.

Знания, согласно гипотезе Л.С.Выготского, являются не конечной целью обучения, а средством развития учащегося. Такой подход, получивший дальнейшее развитие в работах А-Н.Леонтьева, П Л.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, ЛД.Занкова, Д-Б.Элькошша, В.В.Давыдова и др., сделал возможным создание активно-деятеяьностаого типа обучения, постепенно заменяющего объяснительно-иллюстративный тип.

Наряду с традиционными способами передачи информации все шире используются компьютерные средства. Их применение позволяет повысить эффективность и разнообразить приемы традиционной педагогики требований, усилить самостоятельную работу учащихся. Компьютерные обучающие системы, включающие развивающие педагогические технологии, значительно активизируют работу учащегося, повышают его заинтересованность. Они обеспечивают многофакторное воздействие на человека, используя практически все репрезентативные системы. К сожалению, неумеренное применение компьютера в процессе обучения и вне стен учебного заведения может отрицательно сказаться на видахографии, устной речи.

В связи с этим важными психологическими проблемами являются взаимодействие человека и компьютера, снятие стрессов и негативных психофизических последствий такой деятельности. Представляется целесообразным широкое использование для решения этих задач средств образовательной кинесиологии.

RLE Banner Network